Особняк купца Сергея Александровича Стерлядкина находится в Сызрани на улице Советской, 66 (Большой). Двухэтажный особняк построен в стиле модерн предположительно в 1913-1914 году. Точно автора проекта установить не удалось, существуют версии что это был городской архитектор Сызрани Сергей Щербаков. Но существует мнение что будучи ведущим архитектором Сызрани, Щербаков мог вести надзор над строительством, поэтому ему могли приписать и авторство самого проекта.

Еще среди возможных авторов особняка Сергея Стерлядкина значится Федор Осипович Шехтель, один из пионеров московского модерна. Возможно, автором проекта был известный архитектор Александр Зеленко, несколько лет занимавший должность городского архитектора Самары. По его проекту примерно десятью годами ранее строился особняк Курлиных в Самаре, по общим композиционным принципам сходным с сызранским зданием. В качестве еще одного аргумента приводится использование керамической плитки на фасаде, что часто встречается на зданиях Самары.

Сергей Александрович Стерлядкин (1881-1956) был одним из пяти сыновей известного мукомола, купца первой гильдии, Александра Александровича Стерлядкина, принадлежащего к числу богатейших людей города. А. А. Стерлядкин также был гласным городской Думы, председателем правления «Сызранского общества взаимного кредита», он и его жена Анна Ивановна состояли попечителями начальных школ.

Ассиметричное здание расположено на углу главной улицы Сызрани и отходящего от нее переулка. Над входом в здание со стороны переулка располагается балкон, поддерживаемый двумя атлантами. Кроме двухэтажного особняка, в архитектурный ансамбль входят подсобные постройки, из которых одна, вытянутая вдоль внутренней границы, примыкает к жилому дому так, что вместе они образуют Г-образную композицию, а другая стоит отдельно во дворе. Угловая часть оформлена в виде полуколонн с маскаронами в коринфских капителях. В облицовке фасада используется глазурованный кирпич двух цветов. Окна имеют необычную для сызранских зданий расстекловку: крупную в средней части окна и мелкую в верхней и нижней. На обоих фасадах имеются барельефы с женскими и мужским изображениями, держащими в руках различные предметы, связанные с хлебом (колосья, серп, колесо). Все это, по задумке архитектора, должно было говорить о деятельности хозяина особняка – купца-мукомола. По смыслу, барельефы можно связать в единое целое, они отождествляются с тремя временами года – весной, летом, осенью, а также графиком соответствующих сельскохозяйственных работ. Порядок оформлен против часовой стрелки, то есть смотреть барельефы нужно слева - направо. Кстати, под правой рукой одного из барельефов просматривается цифра 1913 - год постройки особняка. Оформление декора на крыше также символизируют деятельность хозяина дома - 7 колосьев, обрамленных двумя венками. В облицовке здания использовалась синяя майоликовая плитка.

После революции особняк был национализирован и отдан детской больнице №3 Уездного здравотдела. В 30-е годы в нем располагалось хирургическое отделение поликлиники. Во время Великой Отечественной войны - эвакогоспиталь, затем его сменили горисполком, Дом политпросвещения. После ремонта, проведенного в 1987 году, сюда переместился отдел ЗАГС, который размещается в здании и по сей день.

В феврале 1995 года вышел Указ Президента РФ №176 (от 20.02.1995) об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения, куда вошел и особняк С.А.Стерлядкина. Здание требует реставрации, пока же его фасад уродуют варварски закрепленными табличками...

13.05.2016 г.