Точная дата основания села Егидерево не известна, но существует предание, что во времена падения Казанского ханства здесь появились служивые татары. Из летописи известно, что в 1614 году выморчные земли, то есть земли без наследников, были переданы богатому служивому татарину Егидеру Азбердиеву.
К концу семнадцатого века сюда стали переселяться русские семьи. Постепенно имя первого владельца данных земель в трансформированном виде осталось в сегодняшнем названии села. С годами село росло за счет вырубки раскинувшихся вокруг лесов, высвобождаемые земли распахивались. Крестьяне здесь были ясочные, то есть государственные, помещика на поселении не было.
Православный приход в Егидерево был основан в 1740 году. В том же году в селе возвели деревянный храм в честь Вознесения Господня. В нем имелся придельный храм, освященный в честь святителя Николая Чудотворца. В деревянном храме хранилась особо почитаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В государственном архиве есть сведения о переписи населения для уплаты налогов государству. Так, согласно им, в Егидереве в 1763 году проживало 306 мужских душ. Женское население в те годы в учет не бралось и не подлежало переписи. В 1843 году в селе было уже 150 дворов с количеством жителей 1331 человек, женское населения к этому времени стало также учитываться.
К 1906 году Егидерево разрослось до 360 крестьянских дворов, была открыта земская начальная школа. В этом же году началась столыпинская земельная реформа. Из Свияжского земства приехал чиновник с целью провести перепись и учет всех земель, принадлежащих крестьянам. Неизвестно по какой причине крестьяне согласились продать часть земли чиновнику из Санкт-Петербурга. По одной из версий они это сделали для того, чтобы вырученные от продажи земель деньги использовать на строительстве новой кирпичной церкви, которую начали возводить 4-го мая 1906-го года недалеко от старого деревянного храма.
Строительство храма в стиле эклектика велось по типовому проекту строительного отделения Казанского губернского правления архитектора Петра Михайловича Тюфилина. Строили храм исключительно из местного кирпича. На северной окраине села было построено шесть сараев по изготовлению кирпича. Батюшка церкви Иван Михайлович Савосин лично возглавил бригаду по изготовлению станков и форм. Строительство церкви было не легким делом. Архитектор привез мастеров из Казани. Место было выбрано на горе недалеко от старого деревянного храма.
Каждая крестьянская семья согласно твердому распорядку строительного комитета и указанию старосты села участвовала в строительстве церкви. Люди носили кирпич, строили строительные леса. Сильно уставали, а ведь вечером дома их еще ждало личное хозяйство. В 1908 году строительство приостановилось из-за отсутствия средств. В апреле 1913 года было собрано 8 тысяч рублей общинных денег и еще 4 тысячи рублей составили пожертвования сельчан. В январе 1916 года внешняя постройка церкви была закончена, установлены кресты и шесть медных колоколов. Самый большой колокол весил 151 пуд и 3 фунта. В 1917 году была завершена внутренняя отделка церкви, установлен иконостас. Освятили храм в 1918 году.
Деревянная церковь со временем покосилась и стала приходить в ветхое состояние, правда, простояла она до 1946 года.
Тридцатые годы отмечены массовым глумлением над православной верой, именно на них приходится подавляющее количество закрытых церквей. Егидеревская церковь была закрыта в 1936 году. Руководящий триумвират села оттягивал, как мог, этот вандализм, но не мог устоять перед напором райисполкома, который настойчиво требовал снятия церковных колокол, мотивируя это тем, что колокольный звон якобы вносит нарушения в трудовую дисциплину колхозников, отрицательно отражается на сельскохозяйственных работах. Позже в храме был устроен склад.
Псаломщик церкви Иван Евстафьев во время разорения церкви спрятал несколько икон, серебряный крест и церковные книги. В 1945 году во дворе своего хозяйства, в каменной колдове, он открыл свою церковь. Власти не раз ее закрывали, но Евстафьев был настойчивым мужиком и продолжал проводить службы. Надо сказать, что в те годы основными прихожанами являлись, в основном, люди пожилого возраста - именно они ходили на службу.
Переломить сознание верующих людей было для власти непростым делом. Так, Теньковский райисполком даже пошел на уступки егидеревцам и разрешил в праздник Скорбящей Богородицы крестный ход с иконой по домам верующих с 3 по 5 ноября 1937 года. Однако такие послабления были исключением из религиозной политики советской власти.
На девяностые годы приходится начало работ по восстановлению храма. В 1990 году в селе была возрождена православная община. В 1992 году церковь возвращена верующим. Инициатором этого святого дела стал Николай Михайлович Верхунов. Родом он из деревни Казыльяры, но всю жизнь прожил в Казани. На склоне лет взялся за сложное дело, постепенно восстановительные работы продвигались вперед. Конечно же, была колоссальная поддержка со стороны руководства района. Помогали, как говорится, всем миром. С "живыми" деньгами в то время было сложно, поэтому нередко хозяйства сдавали зерно в счет восстановления храма, выделяли мясо и другие продукты для кормления бригады рабочих. Львиная доля помощи легла на совхоз "Коргузинский", директором которого в те годы был Николай Леонидович Титов. В 1996-м на храм установили новый купол. В 1997 году в церкви состоялась первая служба. Сейчас богослужения проходят по выходным и праздничным дням. Своего священника в селе нет, так как приход сравнительно небольшой.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |