Село Кивать расположено в Кузоватовском районе Ульяновской области. Основано в XVII веке переселенцами из деревни Мордовская Ардаева Кивать (ныне Кивать,Сурского района). Практически все его жители (чуть более тысячи человек) по национальности мордва. В самом центре села стоит приходской храм в честь Казанской Иконы Божией Матери. Это один из немногих храмов Ульяновской области, где в советские годы продолжались богослужения.

Приходской храм построен в 1890 году по благословению Преосвященнейшего Варсонофия (Охотина) Епископа Симбирского и Сызранского, освящен на престольный праздник - 22 октября (по старому стилю). Храм деревянный, построен в архитектурном стиле «электика» на фундаменте из дикого камня и имеет два престола: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – во имя святых апостолов Петра и Павла. Стоит отметить, что со времени открытия прихода это уже третий храм в селе. Первый деревянный храм был построен в конце царствования Государыни Императрицы Анны Иоанновны в 1737 году по благословению высокопреосвященнейшего Гавриила, архиепископа Казанского и Свияжского. В 1883 году храм был разобран так как был очень маленьким и не вмещал всех прихожан. В этом же году на его месте был возведен новый храм.

В Государственном архиве Ульяновской области находится важный исторический документ – "Церковно-приходская летопись Богородице-Казанской церкви села Кивать", которую вел настоятель храма протоиерей Ираклий Жемчужников. Он служил на приходе с 1881 года, а после его смерти в 1922 году – дело отца продолжил сын, протоиерей Александр. Могила отца Ираклия находится в церковной ограде Казанского храма. Отец Александр Жемчужников был арестован в 1926 году, в 1937 году расстрелян.

Из церковно-приходской летописи Богородице-Казанской церкви села Кивать настоятеля протоиерея Ираклия Жемчужникова: «В 1883-м году храм этот, просуществовав сто сорок пять (145) лет, разобран, а на место его в названном году выстроен новый храм, гораздо обширнее прежнего; вновь отстроенный храм был обширнее разобранного настолько, что старый храм весь помещался в нем, так что, когда в 1882 году работали фундамент под новый храм, то старый храм нисколько не тревожили…»

Но в 1887 году во время пожара сгорела большая часть села, в том числе храм и постройки.

«…наступило роковое одиннадцатое сентября тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. В этот памятный для всей Кивати, день во втором часу по полудни при сильнейшей буре в юговосточной части села поднялся пожар, пришедший (в каких нибудь десять минут) вскоре на приходский храм и истребивший в течение двух с половиною часов две трети домов лучших прихожан. Из имущества церковного успели спасти только: серебряный напрестольный крест, напрестольное Евангелие с серебряными наугольниками, ковчег с запаеными дарами, сосуд с прибором и походные крест и Евангелие аплеке, эти вещи вынесены священником, а диакон О. Сергиевский успел спасти: серебряное, приобретенное только весною этого года, кадило и церковные документы: Киватьские с 1872 года, а Чекалинские, с 1864 года. Столяр, работавший в это время в настоящем храме вынес: площаницу, три ризы с епитрихилями и икону двунадесятня праздников, а еще кто то успел взять четыре подсвечника; вот и все имущество церковное, оставшееся после этого пожара…»

Население Кивати, несмотря на нанесенный урон, больше всего горевало о сгоревшей церкви и думало, откуда взять деньги на строительство новой. Но благотворители нашлись. Зажиточные крестьяне из окрестных сел помогали строительными материалами, делали пожертвования. Основные средства пожертвовали купец-фабрикант Толстошеев, землевладелец Петров, супруги Матвей и Анна Феодоровские. Епископ Варсонофий выделил часть средств из фонда помощи беднейшим церквям.

Из церковно-приходской летописи Богородице-Казанской церкви села Кивать настоятеля протоиерея Ираклия Жемчужникова: «… с благословения Преосвященнаго, послан был сборщик, крестьянин села Кивати Спиридон Трофимов Лютин, в первопрестольную столицу – Москву… … Лютин пробрался в Святейший Правительствующий Синод и выпросил в пособие на построение храма сумму в тысячу девять сот четыре рубля шестьдесят сем копеек, каковая и была выслана через Духовную Консисторию в июне месяце 1890 года.»

Также в летописи есть и описание нового храма: «Считаю благовременным сделать описание этого восставшего из пепла храма. Он представляет удлиненный четырехугольник в длину и высоту шестнадцать сажень, а в ширину пять сажень и три четверти аршина. Над храмом возвышается восьмигранный купол, а колокольня представляет восьмигранную башню, оканчивающуюся небольшим тоже восьмигранным куполом. На обоих главах, как сказано выше, воодружены железные, вызолоченные на мордане, кресты. Весь храм обшит тесом, покрыт железом, а главки под крестами белой жестью. Кровля храма окрашена медянкою, а стены в полях белилами а по разделке браншвейном. Вокруг храма сделана деревянная резная ограда, окрашенная кругом зеленою масляною краской; в ней устроено четыре однопольных входных калитка и одни ворота, над ними храмовая // (10 л) икона живописной работы Святых Апостолов Петра и Павла, приосененных образом Казанской Божией Матери. В храм ведут трое дверей: западные, северныя и южныя, их предваряют в несколько стуеней крыльца, на фонтанах коих поставлены иконы, писанные на полотне живописно, над западною дверью икона Господа Саваофа, над северною – Святых Апостолов Петра и Павла, а над Южною – Св. Христова Николая Чудотворца. Во всем храме двадцать два окна, в теплой его части окна в один ярус, а в холодной - в 3 яруса. Во все окна первых двух ярусов вставлены железныя решетки, а в верхнем ярусе решетки сплетены из проволоки и сделаны не столько от воров, сколько от птицы, чтобы не била окон. Площадь храма равняется пятидесяти саженям и может вместить в себя до одной тысячи народа.»

В 1930-х годах храм закрыли. В 1950-е годы председатель колхоза переделал его под зернохранилище, что и позволило сохранить его от разрушения. По свидетельству протоиерея Сергия Аристова, который стал настоятелем этого храма в 1988 году, на одном из столбиков престола он видел записи подсчетов количества зерна.

В период временного управления Ульяновской епархией архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева) в Ульяновской области действовало около шести храмов. Казанский храм был одним из тех духовных центров, которые притягивали людей из окрестных населенных пунктов. За него шла война с уполномоченными по делам религии. Храм периодически закрывали, не разрешали совершать богослужения. Владыка Иоанн сильно переживал за судьбу Казанской церкви.

Из дневника митрополита Иоанна (Снычева): "17.02.1972. На сердце скорбь за киватскую церковь. Перед иконой «Взыскание погибших» во время входных молитв об одном просил Царицу Небесную – разрушить сатанинские козни и дать возможность возобновить богослужение в Кивати… А после торжества начались сплошные переживания… Скорби вызваны отказом Ульяновского уполномоченного помочь двадцатке из Кивати добиться разpешения на созвание собрания. Кондрашкина – кандидата в старосты – отстранили только потому, что он якобы самовольно созвал собрание и тем самым «нарушил» постановление Верховного Совета о самочинных собраниях. Какое «преступление»! Человек едва умеет расписаться, а он уже в «преступники» попал. 26.02.1972. Решил завтра ехать в Москву к Куроедову с докладом в защиту церкви в Кивати. Помоги, Господи!”

В 1989 году была восстановлена самостоятельная Ульяновская епархия – на кафедру был назначен епископ Тихвинский Прокл (Хазов). Именно в этом храме он отслужил первую выездную литургию. В 1996 году настоятелем Казанской церкви села Кивать был назначен протоиерей Александр Нуштаев.

В храме сохранился первоначальный иконостас. По-прежнему действуют два престола. В церкви находятся частицы мощей святого Андрея Блаженного, Симбирского чудотворца и преподобного Феодора Санаксарского, чтимая икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», написанная в Свято-Пантелеименовом монастыре на Святой горе Афон. Осенью 1997 года в храме два месяца мироточила икона Святителя Николая.

Церковь признана объектом культурного наследия регионального значения.